Перед вами электронный каталог, ставший результатом многолетнего исследования. Оно охватывает более 2 тыс. зданий и сооружений, имеющих готические черты. Это попытка структурировать массив объектов и наглядно проследить, в каком объеме и виде готика оставила след в русской архитектуре – от средневековых палат до современных небоскребов.
Признаться, по своему объему задача казалась практически невыполнимой, но невероятно интересной! На распространение готики оказали влияние множество факторов. Сопроводительная статья поможет вам погрузиться в исторический и культурный контекст, узнать о предмете исследования и структуре каталога. Добро пожаловать в мир готики в России!
Автор проекта «Готика в России»
Артём Нойер
Средневековая готика
Готический стиль – венец европейской средневековой архитектуры и искусства 12–15 вв. (в отдельных странах и в 16 в.). Зарождение стиля связано с перестройкой церкви монастыря Сен-Дени в центральной Франции. Работы велись по инициативе аббата Сугерия в 1135–1144 гг.[1]
Строители применили каркасную систему нервюрных сводов, опорные столбы снаружи стен (контрфорсы) и поддерживающие арки (аркбутаны). Инженерное решение позволило облегчить нагрузку стен, сбалансировать вес сводов и наращивать их высоту, увеличить площадь остекления. Пространство наполнилось воздухом, светом, отблесками витражей.
Собор Парижской Богоматери до пожара 2019 года, Франция. 1163-1345. Фото: Sandip Roy / unsplash.com >>
<< Сент-Шапель, Париж, Франция. 1242-1248, арх. П. де Монтрёй. Фото: Xuan Nguyen / unsplash.com
Остроконечные ряды башенок (пинаклей) над контрфорсами укрепляют своим весом конструкцию. Фантастические горгульи изрыгают воду и служат водостоком. Кажущийся декор – неотъемлемая часть конструкции. В формах готики отразилось христианское мировоззрение, устремление к Богу, символизм и внимание к внешнему миру.
«Готическая архитектура – есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека. Величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость – это такие достоинства, которые никогда кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура», – отмечал Н.В. Гоголь[2].Готическими окнами изрисованы рукописи другого русского классика и ценителя готики, выпускника инженерного училища, Ф.М. Достоевского[3].
<< Реймсский собор, Франция. 1208-1311. Фото: Reno Laithienne / unsplash.com
Готика в России
В готическом стиле строили как храмы, так и общественные здания. Владычная палата в Новгородском детинце – редкий образец кирпичной готики непосредственно на Руси и одна из старейших гражданских построек страны. Палата возведена немецкими мастерами в 1430-1440 гг.[4] в качестве резиденции Новгородского епископа Евфимия II.
В ряде зданий сочетаются элементы готической и романской архитектуры. Даже характерная для готики стрельчатая арка не всегда активно применялась на раннем этапе[5] и в дальнейшем (в стиле тюдор в английской готике). Перекрытия романских построек нередко перестраивали в готическом стиле[6]. Аркбутаны при этом могут и отсутствовать.
Владычная палата в Великом Новгороде, 1430-е. Фото: Александр Смолеев >>
Кирхи и помещения замков Тевтонского ордена 14-15 вв. в Восточной Пруссии на территории современной Калининградской области, как правило, имеют массивные стены. Многие из них перекрыты нервюрными сводами – кирхи Фридланда (Правдинск), Арнау (Родники), Гросс Легиттена (Тургенево), замок Тапиау (Гвардейск) и др.
Более чем в половине случаев стены орденских кирх полностью или частично сложены из полевых валунов, из кирпича – проемы окон, вимперги фронтонов, своды (встречаются и простые деревянные) и колокольни (обычно выстроены позднее). В ряде кирх стены полностью возведены из кирпича (Кафедральный собор Кёнигсберга, кирха Арнау и др.).
<< Фридландская кирха (Свято-Георгиевский храм РПЦ), г. Правдинск Калининградской обл. 1360-1380. Фото: @dennou_ru
Объекты, которые отнесены к средневековой готике, отсортированы в каталоге по стилю Готика и периоду строительства до 1499.
«Пережитки готики» в 16 – первой пол. 18 вв.
В 16 в. готические здания еще по-прежнему возводят в Испании, Португалии, Англии, но в большинстве стран Европы уже значительно реже. Единичные образцы архитектуры в готическом духе 16 в. и позднее мы также находим в Восточной Европе на территориях, которые позднее вошли в состав России.
<< Немецкая (Орденская) кирха Тильзита, г. Советск Калининградской обл. 1598-1610. Не сохранилась. Довоенное фото.
Среди них сохранившиеся кирхи Восточной Пруссии, такие как Рудау (Мельниково) кон. 16 в., Тапиау (Гвардейск) кон. 17 в. и др. Ряд таких зданий оказались перестроены, утрачены в ходе Второй мировой войны или разобраны позднее. Еще один пример – кирха в Молосковицах (Ленобласть), построенная при шведском владычестве в 1632 году.
В Англии готические традиции оказались прочнее, чем в большинстве стран континента. «Пережитки готики» (Gothic Survival)[7] здесь прослеживаются в 16-17 вв. в облике западных башен Вестминстерского аббатства, башни Тома в колледже Крайст Черч, колледжа Ол Соулз в Оксфорде и др. зданий.
Именно британские мастера придали готические черты Спасской башне Московского Кремля в 1624-1625 гг. Они были приглашены для работ по надстройке башни и установке курантов. Конструкцию с шатровым довершением поддерживают аркбутаны за парапетом хода, который оформлен аркатурами и остроконечными пинаклями.
Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля, гот. рек. 1624-1625, арх. В. Граф, Х. Галовей. Фото: Valeriy1960 / Википедия >>
Постройки этого времени отсортированы в каталоге по периоду строительства 1500-1749 гг. Несохранившиеся объекты всех периодов представлены в разделе Утраченное.
Трактовка понятия «готика»
Понятие «готика» появилось позже самих зданий. По отношению к архитектуре его употребил бельгийский иезуит Карол Скрибаний в 1531 г.[8] Причем готикой называли весь средневековый период, термин «романский стиль» отделил ранний этап лишь в сер. 19 в.[9] Вероятно, с этим обобщением связан мрачный образ застенков в готических романах 18 в., вошедший в массовую культуру. Тогда как сами готические соборы наполнены светом.
Примерно с 16 в. в Италии и в других странах были попытки «улучшить» готику античными деталями; оштукатурить стены. Французский зодчий Кордемуа в нач. 18 в. продвигал идею «греко-готического вкуса» – готического в плане храма с парными башнями с запада, но греческого по формам[10]. К идее обращались и мастера круга Баженова (храм в Баловнево и др.).
<< Владимирская церковь в Баловнево (Липецкая обл.) в греко-готическом вкусе, 1790-1797. Фото: Ludvig14 / Википедия
В российском контексте понятие готики трактовали довольно широко. От обозначения при Петре I скандинавских и немецких («готский»), а также славянских древностей до описания нравов. В своем «Слове…»[11] архитектор В.И. Баженов называет готическими башни Кремля, кремлевские соборы и др., фиксируя за ними символ старины[12].
С 1760-х гг. употреблялось заимствование из французского языка «готический вкус» в культурном и архитектурном контексте.[13] Смысловые и эмоциональные оттенки «готического» зачастую обозначают нечто странное, диковатое, выходящее из ряда вон. В архитектуре – антипод античным идеалам[14], из-за чего готику долго считали «грубой».
В образованных кругах русских путешественников века Просвещения бытовало и благосклонное отношение к готике. Например, В.И. Баженов называет готику «нежной», отмечает ее «огромность и приятство», а Н.М. Карамзин – величественность[15]. К концу 18 в. в Европе утвердилось «равноправие» стилей, понимание художественной ценности готики.
Проект реконструкции главного фасада Миланского собора, 1877, арх. Ф.И. Чагин. Иллюстрация: Архитектурная энциклопедия Барановского, том. 1, 1902 >>
Проекты в греко-готическом вкусе в каталоге не представлены. Углубиться в историю архитектуры готики и неоготики вам поможет раздел Книжная полка.
Готическое возрождение в 18 веке
В 1-й половине 18 в. атрибутом имений вигов в Англии стали парковые павильоны в готическом вкусе. Так члены либеральной партии открещиваются от римской античности – образа абсолютизма[16]. Знаковой фигурой для «готического возрождения» (Gothic Revival) стал Гораций Уолпол – сын британского премьер-министра и лидера партии вигов.
В 1749 году Уолпол заложил не просто декорацию в готическом духе, а жилой дом в поместье Строуберри Хилл близ Лондона. Там же он написал культовый готический роман «Замок Отранто», вышедший в 1764 году. С популярностью жанра, повсеместным увлечением рыцарской темой и отходом от классицизма Англия установила моду на средневековье.
<< Вилла Строуберри Хилл, Лондон (1749-1776). Фото: Chiswick Chap / Википедия
Иллюминация по дороге между Петербургом и Царским Селом по случаю проезда Екатерины II и прусского принца Генриха. 28 октября 1770 г. (фрагмент). «Здания разной архитектуры». Офорт, 1779, В.П. Соколов. Иллюстрация: Пушкинский музей (ГМИИ)
Модное течение не ускользнуло и от взгляда Екатерины II, приказавшей собрать сведения об английских постройках в готическом вкусе. Первым опытом обращения к стилю стали эфемерные, декоративные постройки по случаю проезда Екатерины II и принца Генриха Прусского из Петербурга в Царское Село в 1770 году, вероятно, работы Ю.М. Фельтена[17].
«Полигоном» для уже кирпичных построек в готическом вкусе стал Екатерининский парк Царского Села. Там работали зодчие, изучившие европейский опыт. Получивший образование в Германии Ю.М. Фельтен в 1771 году заложил башню-руину, а побывавший в Англии по поручению императрицы В.И. Неелов в 1772-м начал возведение павильонов Адмиралтейства.
<< Павильоны комплекса Адмиралтейства в Екатерининском парке Царского Села, 1772-1778, арх. В.И. Неелов. Фото: Артём Нойер
Ранняя русская неоготика
Со 2-й половины 18 в. примерно до 1830-х гг. (в ряде случаев и позднее) в архитектуре России выделяется самобытное направление. Его маркируют разными терминами: архаичными советскими «псевдоготика»[18] и «ложная готика»[19]; «русская готика»[20], «готический вкус»[21]; «готика Просвещения»[22]; «готический ампир»[23]; наиболее точным нам видится – «ранняя русская неоготика»[24].
Большой Царицынский Дворец, Москва. 1785-1796, арх. М.Ф. Казаков; рек. 2007. Фото: Артём Нойер >>
Владимирская церковь в Быково, Подмосковье. 1783-1788, арх. В.И. Баженов (?), М.Ф. Казаков (?). Фото: Pavel Demin / dreamstime.com
Ранняя русская неоготика вобрала множество смыслов: легитимизацию власти в наполнении путевых дворцов[25]; военных побед в облике павильонов на Ходынском поле[26]; эффекта «путешествия во времени» с пейзажной архитектурой и пространственной композицией как в Царицыно; детали допетровской архитектуры, как символа старины в облике зданий и храмов; символы масонства, а также идеи рыцарства в образе «замков»[27].
Зодчие переосмысляют черты готики и средневековья, сочетая их с элементами классицизма (церковь в с. Великая Топаль), русского узорочья (Петровский путевой дворец), барокко (церковь в с. Царево), шинуазри (Китайский театр в Царском Селе) и тюркери (Турецкий каскад в Царском Селе) или нескольких стилей одновременно (церковь в с. Вешаловка).
<< Церковь Иоанна Предтечи (Чесменская церковь), Санкт-Петербург. 1777-1780, арх. Ю.М. Фельтен. Фото: Артём Нойер
В ранней русской неоготике образовалось два течения: Петербургская и Московская школы. Петербургская школа (Ю.М. Фельтен, династия Нееловых и др.) ориентируется на европейские прототипы, в т.ч. конкретные примеры из популярных британских каталогов образцовых проектов[28]. В основном это загородная архитектура.
Московская школа сформировалась вокруг фигуры В.И. Баженова и его последователей. В своих проектах они сочетают детали готики и допетровской архитектуры – в усадебных, монастырских постройках и городской среде. В других регионах распространялись принципы, а также прямые копии проектов обеих школ[29].
«Готические ворота» в Екатерининском парке Царского Села. 1777-1780, арх. Ю.М. Фельтен. Фото: Mistervlad / dreamstime.com >>
Постройки этой эпохи выделены в каталоге по периоду строительства 1750-1819 гг., а также по стилю Ранняя русская неоготика
Период зрелой неоготики
С 1820-х гг. неоготический стиль проявляется в архитектурной практике в России в сформировавшемся виде. В процессе поиска национального стиля именно неоготика занимает доминирующую позицию, лишь позднее уступив официальному неорусскому стилю. Например, готический облик приняли как дворцовые, так и значительная часть общественных зданий Петергофа: почта, Дворцовые конюшни, Петергофский вокзал и др.
В 19 в. неоготика распространилась по всей территории России, активно возводились протестантские и католические церкви, особняки и усадебные дома, интерьеры, службы.
<< Петергофский вокзал (ст. Новый Петергоф). 1854-1857, арх. Н.Л. Бенуа. Фото: Артём Нойер
Церковь Св. Александра Невского («Готическая капелла») в Александровском парке Петергофа. 1831-1834, арх. К.Ф. Шинкель. Фото: Mistervlad / dreamstime.com
В стремлении романтизма придать изящество обыденному готические формы приобретают усыпальницы, а также общественные здания: почтовые и ж/д станции, больницы, торговые ряды, пожарные части, увеселительные воксалы.
Неоготика России 1820-1870-х гг. приближается к историческому прототипу: английской, немецкой (кирпичной) и общеевропейской неоготике с упрощенной, либо насыщенной детализацией. В то же время встречаются эклектичные сочетания готики с романскими, восточными мотивами, а также черты ранней русской неоготики.[30]
Манеж Дворцовых (Императорских) конюшен в Петергофе. 1848-1855, арх. Н.Л. Бенуа. Фото: Артём Нойер >>
Среди архитекторов, внесших значительный вклад в развитие неоготики России в этот период – М.Д. Быковский, Н.Л. Бенуа, А.П. Брюллов, А.А. Менелас, П.С. Садовников, С.И. Уптон и др.
Широкое распространение в России в этот период получила английская готика – пример четкого следования стилю-прототипу. Для него характерны: ланцетовидные арки, прямоугольные окна с полочкой (сандриком), штукатурные имитации сложных сводов.
<< Дом Н.И. Севастьянова в Екатеринбурге. 1863-1866, арх. А.И. Падучев. Фото: Артём Нойер
Популярная разновидность английской готики – неотюдор (перпендикулярный стиль) с характерными четрехцентровыми арками, также могут присутствовать зубчатые довершения, потолки с подбалочниками и каркасная архитектура фахверка.
В каталоге отдельно выделены образцы «плотницкой готики» (термин по аналогии со стилем в США сер. 19 в.).[31] Деревянные храмы и особняки в духе английской неоготики навеяны британскими каталогами проектов сельской архитектуры. В России подобные постройки наблюдаются с 1820-30 гг. (павильоны Ферма в Тярлево и Эрмитаж в Богословке, Англиканская кирха в Архангельске и др.).
Павильон Ферма в Тярлево, Павловск. рек. 1827, арх. К.И. Росси. Фото: Артём Нойер >>
Постройки в духе зрелой неоготики выделены в каталоге по периоду 1820-1879 гг., а также отдельно по стилям: Неоготика, Неотюдор, Фахверк и Плотницкая готика.
Неоготика в эпоху эклектики и модерна
На протяжении всего пути развития в России неоготика сохраняла долю эклектизма, сочетание форм разных стилей. Трансформировался принцип формообразования и характер применения архитектурных деталей. В эпоху модерна на рубеже 19-20 вв. выделяют два направления развития неоготики: стилизаторство и эклектический подход[32].
<< Католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва. 1901-1911, арх. Ф.О. Богданович-Дворжецкий. Фото: Артём Нойер
Стилизаторство в данном случае заключается в воспроизведении форм средневековой готики (как и в эпоху романтического историзма). Это направление в особенности выразилось в облике католических и протестантских храмов. Неоготика несет в себе отражение христианской теологии. Этот подход также применяется и при создании жилых интерьеров – «готических» кабинетов, столовых, гостиных и пр.
Холл особняка А.А. Бахрушина в Москве. Фото: Ironstuff / dreamstime.com >>
Особняк князя Б.В. Святополк-Четвертинского в Успенском. 1881-1884, арх. П.С. Бойцов. Фото: Mulderphoto / dreamstime.com
Для эклектизма характерна новая интерпретация форм, причудливое сочетание готики с элементами других стилей, возвышенная эстетика, индивидуальный характер композиций, зачастую подчеркнутая гротескность. Стилевые особенности ярко проявились в облике доходных домов, получивших широкое распространение именно в этот период.
На фасадах зданий и храмов (чего не было ранее) появились изваяния, химеры, горгульи и другие фантастические существа. Деревянные жилые дома и общественные здания в своем облике сочетают черты коттеджного стиля и плотницкой готики, готические орнаменты и стропильные фронтоны сложной формы.
Химеры на фасаде Саратовской государственной консерватории. Рек. 1912, арх. С.А. Каллистратов. Фото: Артём Нойер >>
Дом купца Т.Ф. Булычева («Красный замок») в Кирове. 1911, арх. И.А. Чарушин. Фото: Novingalina / Википедия
Развитие неоготической традиции в России в этот период связано с именами таких зодчих, как: Ф.О. Богданович-Дворжецкий, Ф.О. Шехтель, П.С. Бойцов, Р.И. Клейн, К.К. Шмидт и др. Российские зодчие также принимали участие в международных конкурсах. Проект Ф.И. Чагина реконструкции фасада Миланского собора вошел в число 15 лучших (1887).
Неоготика нашла применение в промышленной архитектуре еще в середине 1860-х гг. (корпуса чугунолитейной фабрики Пермских пушечных заводов, 1866 и т.д.). Зубчатые довершения и стрельчатые элементы создают эффектные акценты фасадной композиции. Средневековые формы и черты готики сочетаются в облике водонапорных башен.
Московский электроламповый завод (МЭЛЗ). 1914-1915, арх. Г.П. Евланов. Фото: Артём Нойер >>
В последней четверти 19 в. промышленный (т.н. кирпичный) стиль с фигурной неоштукатуренной кладкой активно применяется при строительстве общественных и жилых зданий – казарм для рабочих и военных, а также доходных домов и усадебных построек.
Эстетическая концепция готики, ее устремленность вверх и общий вертикализм в построении фасадных композиций, стала одним из основополагающих принципов в искусстве периода модерна. Таким образом, эволюция модерна была неразрывно связана с развитием неоготики и кирпичного стиля[33].
<< Торговый дом Мюр и Мерилиз (ЦУМ). 1905-1908, арх. Р.И. Клейн, инж. В.Г. Шухов. Фото: Артём Нойер
Постройки этой эпохи выделены в каталоге по периоду 1880-1918 гг., а также по тегам: Неоготика, Эклектика, Модерн, Промышленный стиль и Черты неоготики.
Неоготика в советское время
В советский период проекты в готическом духе встречаются эпизодически. Например, заложенные еще до революции здания, и достроенные позднее с упрощением (дом Феттер и Гинкель в Москве и др.), работы архитекторов старой школы[34] и по дореволюционным проектам (надгробные памятники и пр.), учебные проекты,[35] проекты для архитектурных конкурсов[36].
Отдельно следует выделить довоенные постройки на территориях, которые в последствие вошли в состав России. Это архитектура, возведенная в Финляндии до начала Советско-финляндской войны (например, в Ленобласти) и в Восточной Пруссии до Второй мировой войны (Калининградская обл.). Доступна сортировка по периоду 1919-1939 гг.
<< Водонапорная башня в Троицке (Челябинская обл.). 1927, арх. В. Санжаревский, инж. И. Глазков. Фото: Андрюша Романов / Википедия
Образцы архитектуры с использованием готических мотивов в СССР до Перестройки отсортированы в каталоге по периоду 1940-1991 гг. Одним из таких примеров может служить архитектурная фантазия детского городка «Андерсенград» (Ленобласть, 1975-1980) на тему средневековья.
Кирха Гросс Скайсгиррена, п. Большаково Калининградской обл. 1923-1925. Фото: Алексей Бывшук >>
Неоготика в современной архитектуре России
С кон. 1990-х гг. до настоящего времени наблюдается целый ряд частных особняков, дач, высотных домов, общественных зданий с готическими мотивами. Зачастую это вольная трактовка форм и деталей средневековья и готики, имеющая случайный характер на грани китча. Подобные здания отсортированы по тегу Новострои и периоду после 1992 г.
Художественным уровнем исполнения выделяются работы современных российских архитекторов Олега Климова (дача в Жуковке); Антона Булатецкого с фигурной кладкой и нервюрными сводами (!); также проект ресторана в Махачкале (автор неизвестен) и некоторые др. Подобные примеры отсортированы по тегу Ретроспективный стиль.
<< Загородная усадьба в подмосковной Жуковке. 2000-е, арх. О. Климов. Фото: artklimov.ru
Колокольни соборов долгое время были высотными доминантами. В 1913 году им «бросил вызов» небоскреб Вулворт-билдинг в Нью-Йорке. Самое высокое на тот момент здание мира (241 м) да еще с элементами готики породило стилизаторское направление «Вулвортская готика». В России подобные примеры появились в начале 2000-х (ЖК Эдельвейс, ЖК Элсинор в Москве)[37].
Остается добавить, что в разные эпохи ряд построек не были реализованы или построены с отхождением от первоначального проекта – они собраны под тегами Невоплощенное и Архитектурные чертежи. Для зданий всех периодов в каталоге также доступна сортировка по типам архитектуры, архитекторам и охранным статусам. Посмотреть объекты по регионам можно на карте.
Здание ресторана в Махачкале, Дагестан. 2010-е. Фото: Абу Чимаев >>
ЖК Эдельвейс в Москве, 2000-2003. Alexey Grachev / dreamstime.com
Я всегда твердил, что судьба – игра. Что зачем нам рыба, раз есть икра. Что готический стиль победит, как школа, Как способность торчать, избежав укола. Иосиф Бродский, «Я сижу у окна» (1971)
Текст: Артём Нойер, 2023
При копировании материалов укажите ссылку на источник.
Католическая церковь Преображения Господня в Красноярске (Органный зал), 1911, арх. В.А. Соколовский. Фото: Артём Нойер
[1] Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980–1420 гг. М.: Ладомир, 2002, (фр. – 1976), стр. 17
[2] Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени. Арабески.Разные сочинения Н. Гоголя. Части первая и вторая. СПб., 1835
[3] Лихачев Д.С. «Готические окна» Достоевского. Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985, стр. 239-240
[4] Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. М.: Архитектура-С, 2003, стр. 136.
[5] Отмечает Марина Позднякова, научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства в подкасте «Готика в России». Выпуск от 12.01.2022 https://russgothic.mave.digital/ep-2
[6] Большая Российская Энциклопедия, электронная версия. Дата обращения 26.11.2023 https://bigenc.ru/c/gotika-8c667a
[7] Большая Российская Энциклопедия, электронная версия. Дата обращения 26.11.2023 https://bigenc.ru/c/gothic-survival-ed281c
[8] Роман готического вкуса. Спецпроект ГМЗ Царицыно. Дата обращения 14.12.2023 https://tsaritsyno-museum.ru/events/special/d/gothic-taste/
[9] Большая Российская Энциклопедия, электронная версия. Дата обращения 26.11.2023 https://bigenc.ru/c/romanskii-stil-c51653
[10] Гесслер С. Василий Баженов. Опыт культурных трансляций темы «готический вкус» в эпоху Просвещения. Статья из каталога выставки «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова»; М.: Ин Артибус, 2017, стр. 88-89.
[11] Баженов В.И. «Слово на заложение Кремлевского дворца», изд. А.П. Сумароков, М.: Университетская типография Н. Новикова, 1878.
[12] Логика аналогии В.И. Баженова видится так: готика в Европе – это средневековые соборы и замки, в России – древнерусские храмы и кремли. [прим. авт.]
[13] Хачатуров С.В. «Готический вкус» в русской художественной культуре XVIII века, М.: Прогресс-Традиция, 1999.
[14] Готика являлась альтернативой: готическая архитектура – античным образам, неоготика vs классицизм, готический роман vs любовные французские романы и т.д. [прим. авт.]
[15] Хачатуров С.В. Россия – Западная Европа. Общее и особенное в толковании понятия «готический» Века Просвещения. Статья из каталога выставки «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова»; М.: Ин Артибус, 2017, стр. 16-17
[16] Хачатуров С.В. Россия – Западная Европа. Общее и особенное в толковании понятия «готический» Века Просвещения. Статья из каталога выставки «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова»; М.: Ин Артибус, 2017, стр. 21-22
[17] Гесслер С. Василий Баженов. Опыт культурных трансляций темы «готический вкус» в эпоху Просвещения. Статья из каталога выставки «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова»; М.: Ин Артибус, 2017, стр. 96-97.
[18] Кожин И.А. Памятник русской псевдоготики XVIII в. села Знаменки. Л. 1924
[19] Кожин И.А. К генезису русской ложной готики. Академия архитектуры. 1934. No 1–2
[20] Кузнецов С.О. Гвардии парк. Историко-художественное исследование Екатерингофа в Санкт-Петербурге. Искусствознание. 2017. No 1.
[21] Хачатуров С.В. «Готический вкус» в русской художественной культуре XVIII века, М.: Прогресс-Традиция, 1999.
[22] Выставка «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», ГНИМА/In artibus, 28 апреля – 30 июля2017
[23] Хачатуров С.В. Послеобразы готического вкуса в русской архитектуре эпохи ампира. Журнал «Искусствознание», ГИИ, 2021 №3, стр. 174
[24] Ямшанов И.В. Неоготика в русской архитектуре второй половины XVIII – середины XIX вв. Учебное пособие, СПбГАСУ, 2015, стр. 7.
[25] Петровский путевой дворец возведен для остановки перед коронацией в Москве, древней столице – в этом особый смысл для Екатерины II, пришедшей к власти путем дворцового переворота. А в Чесменском дворце близ Петербурга в той же парадигме были помещены изображения с всех государей России и всех действующих правителей Европы, буквально ставя с ними в один ряд персону Екатерины II. [прим. авт.]
[26] Павильоны на Ходынском поле в Москве были выстроены в готическом вкусе в 1775 году в честь празднования победы над Турцией и заключения Кючук-Кайнарджийского мира. [прим. авт.]
[27] В частности, в облике дворцов-замков времени Павла I – Приоратский замок для переноса резиденции Мальтийского ордена, Крепость Бип, проект города-крепости Ингербург и др. [прим. авт.]
[28] Например, Ю.М. Фельтен взял образец для «Готических ворот» в Екатерининском парке Царского Села (1780) из каталога П. Декера “Gothic Architecture Decorated” (1759) [прим. авт.]
[29] К примеру, одна из башен ограды Петровского путевого дворца в Москве воспроизводится в ограде усадьбы Осташёво, а копии Чесменской церкви Петербурга появились в усадьбах в с. Красном (Тверской губ.), а также в с. Посадниково (Псковской губ.) [прим. авт.]
[30] Подробную классификацию внутристилистических направлений дает Ямшанов И.В. Неоготика в русской архитектуре второй половины XVIII – середины XIX вв. Учебное пособие, СПбГАСУ, 2015.
[31] Плотницкая готика, также «сельская готика» (англ. Carpenter Gothic, Rural Gothic). Encyclopædia Britannica. Дата обращения 18.12.2023 https://academic.eb.com/levels/collegiate/article/Carpenter-Gothic/20461
[32] Ямшанов И.В. Неоготика в русской архитектуре второй половины XVIII – середины XIX вв. Учебное пособие, СПбГАСУ, 2015, стр. 230.
[33] Там же, стр. 227.
[34] К примеру, водонапорная башня в Троицке Челябинской обл., 1927, В. Санжаревский, инж. И. Глазков.
[35] Например, Материалы курса Л.Н. Бенуа на архитектурном факультете во Втором Политехническом Институте. Ежегодник Общества архитекторов-художников. Вып. 12. 1927
[36] О.Р. Мунц. Проект маяка-памятника Колумбу в Сан-Доминго. Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 13. 1930
[37] «Готика в России» в Дзене. Небоскрёб, который бросил вызов готическим соборам – вулвортская готика и её примеры в Москве. Дата обращения 18.12.2023 https://dzen.ru/a/Xz_Znsv2lE-tBSlT